Tektonika.ru
 
Актуально
Рецензии и интервью
Интервью
Ответный выстрел
Альманах
Шумовклуб
Смоленская музыка
Контакты
 
Смоленская музыка
в Смоленскую музыку на Главную

«На свою первую получку я купил два диска»
(Интервью со смоленским меломаном В.В. Печкуровым, 1999г.)

Виктор Васильевич Печкуров из тех людей, о которых говорят - «его знает весь город». Ну, если уж не весь город, то те, кто серьезно увлекается коллекционированием музыкальных записей, слышали это имя наверняка. В 70-е и 80-е годы Печкуров был ведущим коллекционером грампластинок в Смоленске и его коллекция составляет около 5 тысяч (!) наименований альбомов. Кроме того, Виктор Васильевич играл на гитаре, в течение нескольких лет вел дискотеки в ресторане «Россия» «Центральная», в танцзале «Молодость». В 1988 году в Доме молодежи он открыл одну из крупнейших в городе студий звукозаписи, которая проработала пять лет до момента перехода Печкурова на работу в телерадиокомпанию «Смоленск» на должность звукорежиссера. В канун 50-летия Виктора Васильевича «Тектоника» не могла не задать ему несколько вопросов.

- Виктор Васильевич, первое увлечение музыкой, конечно, относится к детским годам?
- Да, первые впечатления я получил в 10-11 лет по немецкому приемнику «Телефункен», который был у моего отца-военного. Тогда на коротких волнах очень хорошо шло «Радио Люксембург» с потрясающим диск-жоккеем. «Подача» у него была замечательная. Вначале меня захватил, конечно, рок-н-ролл: Литтл Ричард, Билл Хэйли, Джерри Льюис, Пресли. Еще очень нравились биг-бэнды: Глена Миллера, других...

- Уже в 10-12 лет Вы все это слушали?
- Да! Наверное, к одним это приходит, а для других проходит как-то мимо. Сколько себя помню, все крутил ручку приемника. А в 1965 году мне купили магнитофон «Айдес».

- Мало было тогда в Смоленске магнитофонов...
- У меня отец работал директором телеателье и радиомастерской. И я помню тогда были магнитофоны «Чайка» и «МАГ-59». У самых «крутых» был «Тембр».
Первыми записями у меня были «Поющие гитары», «Шедоуз», всякие однодневные песни, типа «Yesterday man». В это же время у всех было повальное увлечение - игра на гитаре. Особенно все стремились научиться играть «Дом восходящего солнца» «Animals». Не могу не отметить, что меня всегда интересовали не только музыка, но и информация о ней...

- А где в то время собиралась молодежь, где были, говоря современным языком, «тусовочные» точки? Ведь общение в середине 60-х годов было развито гораздо больше, чем сейчас...
- У нас в городе был свой «Бродвей» - это улица Ленина. Вечером она сплошь заполнялась людьми до самого парка. Еще были популярные точки - дом N-14 по проспекту Гагарина, где жили братья Медянник...

- Свои первые деньги Вы заработали после армии?
- Да, нас посылали в колхоз на сушку зерна, и я получил свой первый заработок, который потратил на пластинки. Это были Дж.Хендрикс «Cry of love» и «Тремлз» - «Мастер». Новый хороший диск денег стоил тогда 70 рублей, чуть похуже - 60 рублей.

- Я думаю, сегодняшний наш читатель не очень понимает специфику того времени. Даже если у тебя были такие большие, по тем временам, деньги диски купить было совсем непросто...
- Это было примерно так, как большевики распространяли газету «Искра»: с конспирацией, изменением мест явок и т.д. (улыбается). Мои источники были в Риге, но даже там бывало я не мог купить нужный диск и приезжал домой «пустой».

- Напомню нашим читателям, что распространение зарубежных дисков приравнивалось в 70-е годы к идеологической диверсии, мошенничеству и спекуляции...
- Нельзя было купить не только диски, но даже обыкновенную жвачку, которая тоже считалась контрабандным товаром. Один пластик «Джуси фрут» стоил 35 копеек. Это было очень дорого.

- Вы собирали определенные диски или что-то определенное?
- Первая любовь - это, конечно, «Beatles». Только звонок из Риги о том, что есть «Битлз» и я в тот же день выезжал за пластинкой. Чуть промедлишь - пласт уходил. Примерно так я купил один из любимых своих дисков - «Something new the Beatles» (американский сборник). Хочу отметить, что во многих городах были облавы у мест покупки и обмена дисков.

- А кто же был самым первым коллекционером дисков в Смоленске?
- Начал все это Алик Скутов. У него был друг, и они вместе были первыми смоленскими коллекционерами. Потом уже подключился я, Дима Медянник, Влад Макаров. Макаров, кстати, первым разрабатывал арт-рок - «Эмерсон Лэйк и Палмер», «Yes», «King Crimson», «Пинк Флойд»... Скутов увлекался, в основном, «Beatles», сольными альбомами участников. Но в начале 70-х он все бросил и ушел в религию. Мы же с Медянником решили объединиться и, наверное, в то время были самыми крупными коллекционерами в городе.

 - Но ведь Вы не станете утверждать, что в вашей деятельности не было коммерческих интересов?
- Не стану. Система была следующая. У меня было несколько знакомых, которые переписывали у меня записи с дисков. Конечно, за деньги. Но далеко не всегда диск окупал себя.

- Если говорить о «тяжелой» доле коллекционеров, то нельзя не вспомнить, что в свое время много шуму наделала статья в областной газете «Смена», которая называлась «Черные диски». Но вашей фамилии в ней не было...
- Наверное, потому что у меня отец был очень уважаемый в городе человек. А у Димы Медянника отец был чекист (улыбается). У Алика Скутова родители были попроще, вот ему-то в статье досталось по полной программе.

- То есть, как был блат всемогущ, так он и остался несмотря на казалось бы серьезные социальные изменения... Можно сказать, что лично Вас какие-либо репрессии не коснулись?
- Не сказал бы. Я работал на военном заводе «Измеритель». И вот как-то привез один из первых плакатов «Led Zeppelin» и повесил у себя в цеху. Наш тогдашний начальник цеха Дим Димыч отреагировал сразу: «Ты что? Снять немедленно!» А я в 1971/72 годах был первым, кто начал привозить в Смоленск первые фотожурналы «Pop» и «Pop-foto». Пытались через местный радиоузел музыку современную передавать. Только поставим что-то невинное, типа «Мами-блю», сразу шум неимоверный. И вот после того, как я отработал три с половиной года, вызывает меня начальник и говорит:»Хороший ты парень. По работе к тебе претензий нет. Но тебе нужно искать другое место. Если бы ты слушал советскую музыку, то проблем не было бы. А сейчас есть проблемы». Короче, я за музыку вылетел с завода. И я ушел на завод МВМ («Искра»). Там тоже начал «с нуля», устроился в ЦЗЛ. Тогдашний директор завода Шашенков оказался меломаном: он жил два года в Америке. Он мне рассказывал, как обманул таможню, перевозя несколько пластинок (улыбается). Потом я попал в элитную бригаду настройщиков и стал ездить по всему Союзу. Возможности для коллекционирования улучшились.

- Виктор Васильевич, поскольку в силу своих интересов Вы были тесно связаны с молодежной культурой, не вспомните ли то время, когда в Смоленске появились джинсы?
- Первые джинсы появились у нас в начале 70-х годов. Помню я привез одну пару «Super PIFLE» и в конце концов увез назад. Цены были фантастические. И ходили в них в Смоленске несколько человек. Первые модели - «LEE» и «Super PIFLE», чуть позже «WRANGLER». Первые фирменные джинсы стоили дороже дисков - 80 рублей.

- Сейчас пиратские диски стоят намного дешевле пиратских джинсов. Но вернемся к музыке. Какие у Вас пристрастия в музыке, есть ли кумиры?
- Главные кумиры - «Beatles». И ранние, и поздние. А так - многое нравится. Например, была такая группа «Джусси Люси». Всего выпустила четыре альбома. Они для меня очень дороги. Очень нравится группа «Blue jeans». Я вообще очень люблю всех рок-н-ролльщиков. Причем Пресли не на первых ролях. Стив Рэй Вон - сейчас один из самых моих любимых гитаристов. В 16 лет я услышал мелодию из фильма «Искатели приключений». Она мне так понравилась, что я долго искал ее исполнителей. Через много лет оказалось, что это профессиональный французский октет «Свингл сингерз». Я нашел их три диска, и у них очень интересная история. Оказывается, у этой группы сменилось уже несколько составов и не которые участники в дальнешем достигли статуса профессора консерваторий (!). А звучание свое они сохраняют. Так что пристрастия у меня очень разнообразные и со временем они расширялись. Хотя в классической музыке я разбираюсь как все... ни больше ни меньше (улыбается).

- Не могу не задать вопрос об истории появления в нашем городе первых бит-ансамблей. Запомнилось Вам тогда что-нибудь?
- Я учился в техникуме и помню, что в середине 60-х годов в Смоленске было очень много сильных ансамблей, даже в техникумах: «Вершины», «Атланты», «Аргонавты». Да и вообще тогда вся молодежь старалась играть на гитаре. Это было модно и престижно. Очень сильный ансамбль был в мед.институте - «Поток» с Д.Басилия и А.Осипенковым.

- Виктор Васильевич, в сегодняшней профессии ваш богатый опыт как-то пригодился?
- Конечно. Я хорошо ориентируюсь в музыке.

- Не слишком ли консервативно то, что звучит сегодня по смоленскому радио и телевидению?
- Дело в том, что большинство наших передач отражает реальную жизнь. И музыка должна соответствовать теме.

- А есть ли в Смоленске продолжатели вашего дела, крупные коллекционеры дисков, компакт-дисков?
- Очень мало. Могу лишь выделить сына моего знакомого - Володю Катульского, который сейчас очень серьезно увлекается блюзом. У него серьезная коллекция фирменных альбомов.

- Сейчас нередко приходится слышать о том, что нынешние компакт-диски сильно уступают по качеству звучания виниловым, что ушел какой-то шарм. Вы согласны?
- Конечно. Причем, я знаю об этом не теоретически, так как винил лучше обозначает частоты. С другой стороны, разделение стереозвука на компактах лучше. Их гораздо удобнее сохранять...

- Удалось ли Вам побывать на концертах каких-то знаменитых групп?
- Когда в Москву приехали «Пинк Флойд», я сразу поехал не раздумывая. Ажиотаж был очень большой. Я сидел в середине зала «Олимпийский». У меня была 20-кратная труба: я все рассмотрел (улыбается). У группы была совершенно изумительная светотехника. Звук был потрясающий, вокал - бесподобный.

- Виктор Васильевич, есть ли у Вас «голубая мечта»?
- Их две. Первая - издать свою книгу, свою рок-энциклопедию. Она почти готова. А вторая - иметь свою FM-станцию. Существующие сегодня станции в городе дают очень поверхностную и однотонную картину музыкальной жизни. Такое впечатление, что в эфир пускается все, что есть под рукой. И все наши станции ориентируются на вкусы 15-20-летних. И только. Надо восполнять и информационный вакуум. Может быть культура, общий уровень музыкальных вкусов наших ведущих невысок?

- Заканчивая нашу беседу, я хочу спросить Вас вот о чем. Как крупный коллекционер, назовите 10 дисков всех времен и народов?
- TRAMЕLОЕS - «Master», BEATLES - «Abbey road», HENDRIX - «Cry of love», CREAM - любой, LED ZEPPELIN-II, BLACK SABBАTH - «Paranoid», DEEP PERPLE - «In rock», ROLLYNG STONES - «Gеt Yah Yn Yahs Out» (концерт) STEVE R.VONGHAN - «In step», «Swinging new Jeans» (сборник).
Из отечественных групп я бы выделил «Моральный кодекс» с гитаристом Д.Кильдеевым.
Из эстрады я очень хорошо отношусь к И.Отиевой, А.Свиридовой. Очень я люблю также А.Северного, В.Высоцкого. Так что вкусы у меня очень разнообразные (улыбается).

Сергей Горцев,
февраль 1999 г.