Tektonika.ru
 
Актуально
Рецензии и интервью
Интервью
Ответный выстрел
Альманах
Шумовклуб
Смоленская музыка
Контакты
 
Смоленская музыка
в Смоленскую музыку на Главную

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ
«СМОЛЕНСКИЙ ПРОЕКТ - 2009». Итоги
29 ноября - 2 декабря 2009 года
ЗАЛ «МОЛОДОСТЬ»

Закончился пятнадцатый, юбилейный фестиваль "Смоленский проект". Букет впечатлений – от восхищения до уныния. Что радует: много интересных музыкантов, что беспокоит: мало зрителей.

Рейтинг восторгов таков. Во-первых, дивные музыкальные миры Ивана Смирнова, многодетного московского анахорета. Во-вторых, чудеса "Камераты". В-третьих, выдающаяся смоленская группа "С коленями как у птицы". В-четвёртых, бодрый циник Шумов, исполнивший старые песни в залихватских традициях танцплощадки. (Теперь я верю в то, что "Центр" мог выступать на вечерах отдыха в трамвайном депо в далёком 1982-м.)

Хорошо, что пригласили "The Meantreators", плохо, что поставили их последними. Знаю, что эта давнишняя традиция фестиваля, но результат был плачевен: слушатели не дождались культовую сайко-банду, и те играли перед пятьюдесятью (если верить "Смоленскому форуму") горемыками. Я тоже не дождался культовых героев, хотя пришёл в основном ради них.

То, что рок-день стал единственным – наверное, хорошо. Есть возможность собрать туда всех лучших исполнителей. Впрочем, если публика станет ходить в таких количествах, то сам рок-день под вопросом. "Проекции" уже отмерли, это ясно.

Настало время, когда культовые музыканты выступают на сцене с собственными детьми. Вне конкуренции тут, что и говорить Иван Смирнов, привезший двоих отпрысков, однако лихого клавишника привёз и самый опытный участник "Центра" Валерий Виноградов, и Тимку выставил Михаил Давыдов. Как ни удивительно, но все "дети" произвели самое благоприятное впечатление.

Про "СККУП". Мы живём в одно время в одном городе с выдающимися музыкантами – Давыдовым и Юденичем!.. Вся прелесть Юденича особенно заметна на фоне стучалы из "Центра"-2009. И довольно о нём: классик, что говорить.

Михаил Викторович Давыдов вызывает слёзы умиления и восторга. Большого таланта музыкант, большой смелости человек, большой души лирик! С годами у Михаила проявился ещё и чудесный дар афористичности: "Рисовать хочу: знаю как, знаю где, знаю чем. Рисовать!" Это не слова – бронза!

Выступление "С коленями как у птицы" отличилось стереозвуком: по залу порхали птичьи трели. Группа видоизменила одну из своих самых знаменитых композиций, "Ониктойто", выкинув из неё рефрен Тома Вэйтса, зато по ходу дела Михаил исполнил народную песню "Ехал я с ярмарки". Это был апофеоз. Когда сет завершился и было слышно, как в наступившей тишине музыканты собирают свои аксессуары, поневоле содрогнулся: когда-нибудь вдохновение покинет смоленскую сцену с Мишиным уходом. Рыцарю стиральной доски хочется пожелать здоровья и душевной крепости – в городе, который его не ценит.

Вернувшийся из-за океана Василий Шумов утратил дендизм и стал похож на бодрого "трудовика" из средней школы. Надо сказать, что выступление квартета смотрелось ярко, но чуть пародийно. Никакой это не "гитарный" состав: бас, барабаны, соло-гитара и клавиши. Хиты в нынешней подаче напоминали то "Землян", то Владимира Кузьмина, то Олега Газманова, то "Дюну", прости господи. На песне "Маленькие красные огоньки" Шумов стал откровенно пародировать выступавшего перед ним Михаила Давыдова, однако зал встретил эту шутку ледяным молчанием.

Выступление Смирновых и "Камераты" – это, безусловно, филармонический уровень. Это музыканты высочайшего уровня. И не верьте рекламе, когда второй день фестиваля бодро называется джазовым. Нынче нам привезли не джаз, а – миры, космос, головокружительные дали и божественные гармонии. Эта музыка выше жанров, и она не имеет определений: горние высоты духа. "Смоленский проект" снова подарил нечто, что и спустя годы будет вспоминаться с теплотой, счастьем и благодарностью. Низкий поклон и признательность бессменному организатору фестиваля Владимиру Ивановичу Белову!

Отдельная благодарность – Ивану Смирнову. Я – скептик. На меня не произведёшь впечатление какой-то там гитаркой и высоко закинутой ногой. Однако… Когда из банального инструмента извлекается что-то необычайное, целый мир – прекрасный, бурный, живой, деятельный, одухотворённый, – и прекрасные образы теснят лиловый сумрак "Молодости"… ах!

Тончайшие нюансы настроения, поиски и торжество гармонии, мечущиеся сполохи любви, капли дождя, полифония неба и огня, ночная пустыня и эхо мрачных пропастей… Удивительно легко этот человек, имеющий постоянное место жительства, заданную национальность, огромную семью, обязательства, быт, – скользит в своём воображении по горам и океанам, чувствует и играет как люди с другой стороны земного шара.

Оторопь берёт, когда осознаёшь, какие просторы счастья и красоты упускаешь в повседневности, в гуле толпы, в жвачке буден. Борис Гребенщиков в известной радиопередаче любит превозносить до небес каких-нибудь тусклых канонических музыкантов, однако тут я захотел воскликнуть вслед за ним: какая удача, что кто-то среди нас слышит эти небесные гармонии!..

Сергей МУХАНОВ
Опубликовано в "Смоленской Газете"

«Смоленский проект – 2009» Немного об итогах 

Второй и четвёртый дни «Смоленского проекта» был предоставлен гостям фестиваля. И ещё раз подтвердился исключительный вкус организаторов фестиваля и прежде всего его основателя В.И. Белова.

Супергитарист Иван Смирнов, выступавший со своими сыновьями Иваном и Михаилом, продемонстрировал поистине виртуозную игру на до сих пор очень популярном инструменте. Особенно поражало стилевое разнообразие собственных композиций – от цыганских мелодий до классических. Всем почитателям гитары была предоставлена возможность насладиться игрой этого уникального ансамбля.

Секстет «Камерата» (г.Минск) – явление ещё более высокого порядка. Акапельное  пение само по себе редкое явление на эстраде. Средства массовой информации его по сути игнорируют. И как приятно было видеть на сцене «Молодости» подлинно виртуозный ансамбль, в котором трио женских голосов удачно дополняет мужское трио с великолепным басом. Импровизация на тему арабских напевов просто потрясло зал.

Смоленскую группу «СККУП», выступившую в четвертый день вместе с московским «Центром», тоже можно считать гостем фестиваля, поскольку группа последнее время выступает крайне редко. Но узнав о приглашении Домом молодёжи группы Василия Шумова, Михаил Давыдов сразу согласился восстановить состав и сделать специальную программу из четырёх своих композиций.
На ударных ради этого концерта согласился играть ветеран смоленского рока – Михаил Юденич, который ещё 20 лет назад входил в состав легендарного трио «Дисциплина» (Петренко – Юденич – Мосейкин). Любопытно, что сам Михаил считает эту группу лучшей в истории смоленского рока.

На концерте «СККУП» не только исполнил известные меломанам композиции, но и презентовал свой новый альбом «СККУП – 4», который многие считают лучшим в дискографии группы.

Московский «Центр» во главе с Василием Шумовым сегодня выступает не так часто. Группа, которая существует с 1982 года, сосредоточилась на студийной работе и на сольных проектах своего лидера. По просьбе организаторов она напомнила о своих ранних песнях, в основном начала 80-х годов. Исключением явилась песня «Маленькие красные огоньки», которая была записана 10 лет назад. При всём разнообразии музыкальных красок слушатели смогли уловить и то общее, что объединяет «СККУП» и «Центр», и понять, почему обе группы так нравятся корифею отечественной рок-журналистики Артемию Троицкому.
В общем, можно сказать, что последний день фестиваля представил два ярких коллектива со своими самобытными исполнительскими манерами. Те, кто достаточно музыкально подготовлен, уверен, оценил этот факт.
И последнее… Уже в который раз вызывает удивление отсутствие на концертах фестиваля тех, кто это обязан делать в силу свой профессии – преподавателей и студентов музыкальных школ, училищ, института искусств. Казалось бы, они должны составлять большую часть зрительской аудитории. Ан нет…

С. Горцев

Третий день фестиваля был традиционно отдан смоленским рок-группам. На афишах мы видели заметные имена смоленской рок-сцены: «Route 67», «Logrus», «Сказка», «Hells Trash Horsemen». И как всегда под занавес – выступление гостей фестиваля. Сайкобилли группа «The Meantreitors» из Санкт-Петербурга.  Казалось, все они должны собрать зал.

 С небольшим опозданием концерт начался. Первыми на сцену вышли «Logrus». Зал почти пуст. К следующим выступлениям публика чуть-чуть подтянулась. Самая многочисленная и танцующе-заводная аудитория оказалась у рокабильщиков «Route 67», но и эта «многочисленность» едва ли достигала двух сотен зрителей.

Пятнадцать лет существует фестиваль «Смоленский проект». На сцену рок-дней попадали только лучшие из лучших смоленских групп. Однако факт – последние три года количество зрителей стремительно уменьшается. Кто-то говорит, что надо понижать цены на билеты, кто-то утверждает, что серьёзный урон вызвал запрет на продажу пива, кто-то сетует на «перекормленность» публики концертами «Проекции». В любом случае, на следующий год организаторам да и самим смоленским  музыкантам надо делать серьёзные выводы.

А. Лутченкова