Tektonika.ru
 
Актуально
Рецензии и интервью
Интервью
Ответный выстрел
Альманах
Шумовклуб
Смоленская музыка
Контакты
 
Ответный выстрел
в Ответный выстрел на Главную

«Шедевры» телевидения: Адмирал Колчак под клубнично-клюквенным соусом

Телеверсия фильма «Адмирал» бьет рекорды по посещаемости. Но большинство зрителей не подозревают, что это не кино, а блюдо. Причем, из ненатуральных – «генномодифицированных» продуктов.

О художественных достоинствах этого «шедевра» можно мало чего сказать. Крепкого сценария, по сути, нет. Как и хорошо сыгранных ролей. Константин Хабенский играет не Колчака, а Хабенского, переодевающегося по ходу действия в различные военные мундиры – иногда очень похожие на настоящие, а иногда совсем не похожие – как тот, что придумали ему для 1917 года. Тогда Временное правительство отменило для морских офицеров погоны. Но кино-Колчаку их почему-то оставили, причем, очень странного, никогда не существовавшего в природе вида. Эту деталь можно объяснить только тем, что «герой» такого масштаба должен выглядеть для зрителя эффектно, хотя есть фотография настоящего адмирала Колчака именно этого периода. И именно в той форме, что надо, но, естественно, без погон.

Высосано из пальца и большинство подвигов, которые совершает на экране герой Хабенского. Фильм «Адмирал» начинается эпизодом постановки мин эсминцем «Сибирский стрелок» на Балтийском море в 1916 году. Эсминец настигает немецкий броненосный крейсер «Фридрих Карл» и вступает с ним в перестрелку. Капитан первого ранга Колчак лично становится к орудию и попадает точь-в-точь в «ходовую рубку» крейсера, чем якобы временно выводит его из строя и вызывает восхищение всей команды.

В реальности подобного эпизода не могло быть в принципе. Ибо поединок броненосного крейсера и устаревшего эсминца, вроде «Сибирского стрелка», – это то же самое, что противоборство мухи с мухобойкой, где в роли мухи выступал бы именно эсминец. Кроме того, даже теоритическое попадание в ходовую рубку крейсера 45-миллиметрового снаряда никак не сказалось бы на его управляемости, так как руководство кораблем в бою происходило не из ходовой, а из боевой рубки, прикрытой толстой броней. Ходовая же рубка – это по сути, легкая «будочка» с хорошим остеклением, которой пользовались в спокойной обстановке, чтобы не утомлять офицеров бессмысленным сидением в бронированном бункере с узкими смотровыми щелями. За всю историю Первой мировой войны нет ни одного примера атаки русского эсминца на немецкий броненосный крейсер. Реальные, а не киношные моряки знали, что это атака не на цель, а прямо на тот свет.

Если бы режиссер Андрей Кравчук снимал фильм о настоящих приключениях Колчака в этот период, то ему пришлось бы запечатлевать не оторванные матросские ноги, а сплошные комические эпизоды, отнюдь не прибавляющие славы Андреевскому флагу. Летом 1916 года новейшие русские эсминцы под командованием лично адмирала Колчака попытались перехватить немецкий конвой, следовавший из Швеции с грузом железной руды, но просто не смогли найти его из-за… тумана. Кроме того, один из эсминцев сломался и был вынужден уйти в порт. Потом попытку повторили, но тоже с плачевным результатом. Как командующий Колчак действовал шаблонно, ввязался в бессмысленную перестрелку с тихоходными немецкими сторожевиками, хотя имел преимущество в скорости, и проворонил транспорты, укрывшиеся в шведских территориальных водах.

Выдающимся флотоводцем Колчак никогда не был. Сослуживец адмирала по штабу Балтийского флота А. Сакович отметил у него задатки военного человека и тут же добавил, что Колчак – «не творец военной идеи, а только частный начальник-исполнитель». В полной мере эта особенность будущего верховного правителя белой России проявилась в годы гражданской войны. Она же предопределила и ее печальный для адмирала исход.

ФИАСКО СУХОПУТНОГО ФЛОТОВОДЦА НА УРАЛЕ

Из фильма «Адмирал» не ясно, почему такие отважные и благородные белые проиграли красным, появляющимся в этой кинокартине только в образе темной бандитской силы. А причина была до неприличия проста. Колчак пришел к власти в Омске в ноябре 1918 года, свергнув антибольшевистское правительство сибирской Директории, состоявшее в основном из эсеров. Кстати, в этом опереточном государственном формировании сам адмирал до переворота числился военным министром. В сухопутных делах он совершено не разбирался и командовать армией лично не мог. Но по воспоминаниям современников, адмирал стеснялся этого и старался подбирать помощников не из профессионалов, а из лично преданных ему людей. Так на должности его начальника штаба оказался Дмитрий Лебедев, активно участвовавший в перевороте, который привел Колчака к власти. Энергичный, оптимистически настроенный, он очень импонировал адмиралу своим задором и стремлением немедленно переходить в наступление на Москву.

Главную роль в разгроме Колчака сыграл генерал-лейтенант бывшей царской армии Владимир Ольдерогге, 14 августа 1919 года назначенный командующим красным Восточным фронтом. В старой армии он командовал всего лишь дивизией. А тут получил возможность повоевать по-настоящему и проявил все свои способности. Но в советских историях гражданской войны имя Ольдерогге упоминали мельком. Ведь он был расстрелян по сфабрикованному делу «Весна» в 1931 году. Все успехи Восточного фронта приписывались Фрунзе, на самом деле игравшем при военспецах роль вывески и партийного контролера. Кстати, после гражданской войны Ольдерогге служил в Киеве главным инспектором военно-научных заведений Киевского военного округа. Тут же был и арестован органами госбезопасности.

ЗАБЫЛ, ЧТО РЕКИ ЗАМЕРЗАЮТ

Неумение Колчака воевать сыграло с ним злую шутку в конце лета 1919 году. Самые проницательные советники в окружении сухопутного адмирала рекомендовали ему начать эвакуацию Омска и перенести столицу на восток в Иркутск. Но Колчак боялся потерять лицо в глазах англичан и французов и понадеялся удержаться в Омске, используя реку Иртыш как рубеж обороны. «Гениальному» флотоводцу почему-то не пришло в голову, что реки имеют вредную привычку замерзать с наступлением холодов. Зимы в Сибири наступают рано. Уже в сентябре Иртыш покрылся льдом. Пришлось драпать по Транссибирской магистрали все в тот же Иркутск. Но время было безнадежно потеряно, а единственная в Сибири железная дорога забита отступающими войсками. В результате Колчак попал в плен к красным и был расстрелян в Иркутске.

ЛЮБОВЬ К ЗАМУЖНЕЙ ЖЕНЩИНЕ С РЕБЕНКОМ

По большому счету, перевран в «Адмирале» и последний роман Колчака с женой его флотского сослуживца Анной Тимиревой. В кино это идеализированные бесплотные отношения, напоминающие любовь импотента. В жизни все было иначе. Анна Тимирева никогда не работала в белогвардейском госпитале, как в фильме, а играла при адмирале роль личной секретарши. Морально-бытовое разложение адмирала на фоне всеобщего белогвардейского «разврата» не представляло ничего исключительного. Генерал Филатьев с иронией вспоминает в Сибирской армии «многочисленные штабы с их тучей переписчиц, при которых нередко возились в обозе и их родители».

В 1919 г. у 25-летней Тимиревой уже был маленький сын от официального мужа. Но на экран этот карапуз не попал. То ли сценаристы не знали о его существовании, то ли хотели максимально романтизировать сюжет.

Явная ложь, что после смерти Колчака Анна провела 37 лет в большевистских лагерях, как сказано в фильме. В начале 20-х годов она приехала в Москву и вышла замуж за некоего инженера Книпера. Устроилась работать в Русско-Канадское пароходное агентство архивариусом. НКВД подозревало в этой конторе «крышу» для западного шпионажа. Агентство прикрыли, а Книпер-Тимиреву в админпорядке выслали из столицы на три года в провинцию. В заключении она провела не тридцать семь, а, если быть точным, двенадцать лет, попав под каток репрессий в 1938-м. Потом вернулась в Москву и даже снималась в массовке фильма «Война и мир». В «Адмирале» трусливые перестраховщики не дают ей сниматься. В реальности сама Анна Васильевна вспоминала, что «Мосфильм» поставил ее на учет: «Когда в массовых сценах нужны «благородные старухи», мне звонят, я сажусь на трамвай и несусь… Помните, бал Наташи? Крупным планом княгиня с лорнетом – это я! Хватает на Таганку, на томик Окуджавы, иногда на консерваторию»…

Вообще же, посмотрев «Адмирал», я с удивлением обнаружил, что даже советские фильмы, вроде «Чапаева», отличались большей объективностью. Большевики выглядят в новой киноподелке даже не красными, а черными. А ведь расстреливать пленных во время гражданской войны умели все. К примеру, спешивший на выручку Колчаку отряд генерала Войцеховского, захватив деревню Черемхово под Иркутском, тут же расстрелял местный ревком. Но в «Адмирале» беззащитных жертв «мочат» только красные. Так, словно, это какой-то триллер про молчание белых ягнят.

Олесь Бузина