Сразу скажу, что программа «Пикника» под названием «Левитация», показанная в Смоленске в декабре 2018 года, мне очень понравилась. Всё получилось органичным, ярким и красивым: звук, свет, песни, декорации. Это был один из лучших концертов группы, которые я видел за последние годы.
Важную роль в создании особой атмосферы вечера сыграл аншлаг в зале, в создании которого есть заслуга и бессменного в последние годы организатора смоленских концертов «Пикника», моего друга Артура Савицкого.
К сожалению, в этот раз нам не удалось договориться с лидером группы Эдмундом Шклярским о прямом диалоге, но зато он пообещал подробный диалог в интернете.
Тем не менее, мне удалось встретиться с группой на следующий день после концерта в уютной гостинице «Усадьба» в центре города и немного поговорить. Шклярский отметил тёплый приём и знание зрителями песен группы. Марат Корчемный со сцены заметил в зале много молодёжи, что не могло не радовать музыкантов.
В гостинице в эти дни шли какие-то технические работы. Так вот, хозяин фирмы, проводивший эти работы, оказался давним поклонником «Пикника». Он был очень благодарен мне за возможность познакомиться с Эдмундом лично. При этом глаза его выражали неописуемый восторг. Это к теме о популярности легенд русского рока в народе…
Надо сказать, ответов Эдмунда на мои вопросы через интернет пришлось ждать почти месяц.
Оказалось, на то были веские причины, о которых читатель узнает, дочитав до конца нашу беседу - тринадцатую по счёту за последние тридцать лет.
- Эдмунд, как известно, «театр начинается с вешалки»… У вас перед концертом в зрительном зале уже много лет звучит одна и та же напряжённо-тревожная композиция, а после концерта - Луи Армстронг со знаменитой песней « Whats а Wonderful World» («Как прекрасен этот мир»). Изначально выбор именно таких заставок – это творчество вашего звукорежиссёра или лично твоё желание?
- Сергей, ты хочешь сразу («с вешалки») чтобы мы раскрыли все наши секреты?! Хорошо, некоторые подробности я тебе открою. Во вступлении звучит музыка греческого композитора Вангелиса (Vangelis) из фильма «Бегущий по лезвию» («Blade Runner»).
Музыка, звучащая до концерта и после, это выбор не звукорежиссера. Ты, наверное, не знаешь: он увлекся полетами и не всегда его интересы связаны с музыкой...
- Ваша программа этого года называется «Левитация». Она построена так же - в начале минорное настроение (песни «И летает голова…», «Мракобесие и джаз»), а потом оно плавно переходит в мажор ваших хитов («У шамана три руки», «Праздник»). Ты любишь драматургию, и есть ощущение, что такое построение программы явно не случайно. Если можно, расскажи подробнее об идее, которая в ней заложена. И вообще, есть ли идея?
- Если говорить о программе «Левитация», то здесь все пошло от названия. Левитация – это способность парить над землёй, летать. Стало понятно, что надо постараться, чтобы какой-то предмет на концерте летал. Стали искать песни, где есть слово "летать".
Поэтому выбрали для начала песни «И летает голова…» и «Лакомо и ломко», где и начинаются «полёты» ковбойской шляпы. Кроме того, в программу включили песни, которые редко исполняем на концерте («Нет берегов», «Мракобесие и джаз», «Лакамо и ломко»). А песню "Ты - кукла из папье-маше" играли вообще на концертах в первый раз.
- Знаменитый кинорежиссёр Феллини как-то сказал, что свой фильм считает успешным, если в нём удалось реализовать хотя бы 40% первоначального замысла. Насколько в «Левитации» удалось реализовать твои замыслы и представления?
- Для этой программы у нас было два основных нововведения. Первое: Робот-гитарист в песне "Театр абсурда", где происходит перекличка моей гитары и того самого персонажа. Второе: в песне «Лакомо и ломко» «усилием мысли» наш шоумен Игорь Васильев заставляет летать Шляпу. Если Робота-гитариста мы знали как "обучить", то со второй затеей пришлось повозиться. Отыскался умелец, даже не умелец, а ученый, который воплотил задуманное. Но и то: на каждом концерте мы с замиранием сердца наблюдаем за полетом, потому что авиация, как теперь любит говорить наш звукорежиссер, дело непредсказуемое. (В Смоленске Шляпа лететь категорически отказалась – примечание С.Г.)
- В нынешнем концерте появились новые аранжировки (отмечу особо «Нет берегов», «Театр Абсурда» и «Лихие пришли времена»), заметны интересные обработки твоего голоса… В песне «Парню 90 лет» в видео-ряде видны явные намёки на любимые тобой группы – «Роллинг Стоунз», «Лед зеппелин», «Пинк Флойд»… В некоторых твоих красивых и продолжительных гитарных соло мне вспомнился Джимми Пэйдж. Ты по-прежнему иногда слушаешь их длинными зимними вечерами или это просто дань далёкому прошлому?
- Сергей, ты оказывается очень внимательный зритель! Ничто от тебя не удалось утаить! Я музыку (и не один я) слушаю длинными не вечерами, а переездами и перелетами в наушниках... Тех славных времен, когда садились в середине комнаты и на максимальной громкости смаковали стереоэффекты, наверное, уже не вернуть. А поскольку учителем рок-музыки был Магнитофон, то всё, что было записано вольно или невольно отложилось в памяти и прорывается, в том числе, и на концертах.
- В прошлых интервью ты говорил, что для объективной оценки нового альбома «ПИКНИКА» нужно время. Какая песня последнего альбома «Искры и Канкан», что называется, «прижилась» и вызывает наибольшие отклики у поклонников? Подозреваю, что «Ты - кукла из папье-маше». Я прав?
- Сказать, что ты прав я не могу, потому что, повторюсь, мы играли ее первый раз. Наш выбор пока такой: "Последний из могикан", "Парню 90 лет".
Мне тоже нравится «Ты - кукла из папье-маше», но пока рано говорить о ее концертной судьбе. Мы бы с удовольствие вставили в программу ещё и песню "Скользить по Земле" из альбома «Женьшень» (там тоже есть слово «летать»), но пока не получается...
- «ПИКНИК» у меня часто ассоциируется со словом «ночь». Наверное, потому что песня с таким названием самая любимая с незапамятных времён. Это для меня как песня «Июльское утро» у «Юрая Хип» Ещё одно ключевое слово – «кукла» - тоже нет-нет да промелькнёт. «КУКЛА с человеческим лицом», «Ты - КУКЛА из папье-маше». На сцене у вас тоже часто КУКЛЫ... Такие образы идут из детства? Или здесь что-то другое?
- Мой отец (как ты знаешь, инженер) конструировал дома разных движущихся персонажей. Сначала это были вырезанные из польского журнала URODA (что в переводе означает КРАСОТА) танцовщицы. Они махали ногами.
Потом к ним присоединился робот с женским лицом. Он мог ездить по комнате и поднимать одну руку. Можно сказать, что механические куклы населяли наш дом с самого моего детства.
- Кстати, у «Машины времени» есть песня со словами «то ли люди, то ли куклы». Интересно, Макаревич в своё время на тебя как-то повлиял?
- «Машина времени» повлияла, мне кажется, на развитие всей советской и российской рок-музыки. Произошла некая инициация, стало понятно, что на русском языке петь не только можно, но и нужно. И при этом надо внимательно подходить к содержанию песен.
- В один день с вашим концертом в нашем драмтеатре выступали «ПЕСНЯРЫ», вернее то, что от них осталось. Хочу спросить - ты считаешь Владимира МУЛЯВИНА гениальным музыкантом, который оказал большое влияние на наше поколение?
- Твои эпитеты по отношению к Мулявину я целиком разделяю, но на меня всё же влияла исключительно англоязычная музыка, а также поляки Чеслав Немен и «SBB» (как исключение из общего правила).
- Судя по интернет-каналу ютуб, по тому, как зал энергично подпевает вам на концерте, самая популярная песня на сегодня – «У ШАМАНА ТРИ РУКИ» (около 6 млн. (!) просмотров, «Из мышеловки» – около 5 млн.) Расскажи, как появилась эта песня, какая у неё история?
- Создание этих песен похоже. Хотелось придумать ритмичную хорошую песню (не буду говорить Хит). Такова была установка. Поскольку рецепта написания хорошей песни нет, пришлось создавать этот рецепт самому, используя те музыкальные составляющие которые, как мне казалось, смогут этой задаче соответствовать. Конкретной точки отсчёта, как, например, в нашей старой песне «Иероглиф», у этих песен нет. (В одном из интервью Эдмунд говорил о песне «Теряя веру» группы «REM», как о музыкальной составляющей при сочинении песни «У шамана три руки», причём толчок к тексту дала книга «Избранники духов», в которой рассказывается о шаманах - прим. С.Г.)
- Помнишь, когда у нашего великого поэта какие-то строчки получались особенно удачными, он восклицал « Ай, да Пушкин! Ай, да сукин сын!»? У тебя были такие моменты восторга при сочинении каких-то песен, каких-то строк?
- Ну, что тебе сказать? Поскольку в песнях «Пикника» подобной фразы нет, то и эйфории по поводу собственных сочинений у меня тоже нет.
Печатается в сокращении.
Полную версию интервью читайте здесь: https://proza.ru/2019/01/09/1053
Январь 2019
P.S. В конце 2018 года вышел сборник «12 интервью с Э.Шклярским».
В интернете можно найти его электронные и бумажные версии.