Tektonika.ru
 
Актуально
Рецензии и интервью
Интервью
Ответный выстрел
Альманах
Шумовклуб
Смоленская музыка
Контакты
 
Интервью
В Интервью На Главную 

У меня на стене висит фото: Рид, Игги и Боуи
(Интервью с Умкой. Ноябрь, 2008)

Одним из тех, на чьё выступление зрители «Смоленского проекта – 2008» пришли специально, была Умка - под этим прозвищем многим известна Аня Герасимова.  В свое время Аня училась в английской школе, окончила Литературный институт им. Горького и даже защитила кандидатскую. Немного на российской рок-сцене людей со столь основательной литературной подготовкой.

- В дискографии группы уже около 30 альбомов. Ходят разговоры о выпуске Вашего сольного альбома...
- Есть несколько песен, которые мы ещё не сделали в электричестве с командой. И, может быть, запишу акустику. Для того, чтобы это сделать, надо прийти на базу и посидеть несколько часов. Сейчас, например, мы лишились своей базы, сложности всякие: был пожар. Перетасовки жилищные. Некоторое время мы будем в Москве очень редко: 2-3 дня в месяц. Ничего не успею записать. Пока нечего записывать.

- Ваша группа обходится без продюсера, директора…
- Совершенно верно. Но это теперь довольно распространённый вариант, т.е. это называется независимая группа.

- Но это не влияет на количество концертов. У Вас плотный концертный график. С чем это связано?
- Связано с тем, что мы всё время так!  У нас бывает два перерыва: один в июле, другой – в январе. Это время всё равно мёртвое для концертов, тогда мы отдыхаем. Вот сейчас играть не будем скоро, отдохнём, а потом полетим в Америку (мы там были уже пять раз). С клубами, как правило, договариваются наши друзья, ну или я сама.

- Какая она - ваша публика?
- Живая публика! У которой есть и руки-ноги, чтобы танцевать, и глаза, чтобы смотреть, и голова, чтобы понимать. Но если совсем такая восторженная, с придыханием - вот этого я не люблю. Тупую публику не люблю. На нас такие не ходят. Аудитория уже сформировалась. Многих знаю в лицо. Когда приходят новые - стараюсь всмотреться в новые лица. От публики жду взаимности во всём. Для меня выступление на сцене - это жизнь, это прекрасно, это как любовь. Это живой процесс, обмен человеческими эмоциями. Это как обычное общение, только очень сильное.

- Кого бы выделили в отечественной рок-музыке? (показываю Умке список: Гребенщиков, Кинчев, Ревякин и др.)
- Из всех, кто тут перечислен, мне есть что сказать только о Летове. Хотя ничего оригинального не скажу: это самая выдающаяся фигура в музыке за все годы её существования. Международного масштаба фигура, несмотря на то, что он был завязан на русский язык. Это очень серьёзная потеря. Я никогда не была с ним знакома. Дружу с его братом Сергеем, саксофонистом. С ним выступали раз десять. Он даже записывался с нами на одной пластинке. Он очень подвижный, авангардный человек. Мы с ним познакомились, когда они играли фри джаз, а я делала авангардные вечера, связанные с обэриутами, с авангардной поэзией. Это ещё в 84-85 году, давно уже.

- Вы ведь по обэриутам диссертацию делали…
- В 1989 году я защитила диссертацию «Проблема смешного в творчестве обэриутов».

- Вы любитель авангардной поэзии?
- (смеётся) Я являюсь как раз-таки профессионалом. Изучала их творчество 10 лет, писала статьи, да и сейчас интерес к ним не угас, но гораздо интереснее выступать на сцене. Из обэриутов, конечно же, мой самый любимый - Введенский. Вообще один из главных людей в литературе.

- А в музыке какие у Вас предпочтения? Как-нибудь «The Beatles» повлияли…
- Да, да, да, Beatles! Мы не просто слушали, мы были битломанами! Мы выросли на «битлах», причём все четверо участников группы, в разные времена, но все отдали дань.

- Что для Вас значили «Битлз»?
- Это было совершенно всё! Это был целый мир. Очень мало могу назвать групп, музыкантов, которые были вот так вот целым миром для меня. Весь мир для меня был «Beatles»;. Всё звучало в этой музыке. Когда я их слушаю сейчас, всегда вспоминаю какие-то моменты из жизни. |"All the places and the moments..." И мы прекрасно осознавали, что много наивного там в текстах, но все равно это был целый мир.
Мы сейчас едем в Гамбург и будем играть в клубе, в котором выступали «Beatles»;.

- Какой их альбом нравится больше всего?
- Больше всего люблю «Белый альбом»! Да все! У них нет плохих альбомов. Сразу назвала «Белый», потому что это любовь на всю жизнь. Не скажу, что чаще всего его слушаю, нет. Я его знаю почти наизусть, поэтому могу послушать буквально раз в год.

- Какие из песен Вы услышали первыми и при каких обстоятельствах?
- Первая песня Битлз, которую я слышала, была Yellow Submarine. Летом на даче, лет, наверное, в 9 или 10. У нас на холодильнике стоял радиоприемник - такой, знаете, с деревянным корпусом, скругленными краями, зеленым мерцающим глазиком - и я, залезши на табуретку, крутила ручку и слушала все подряд, доносящееся из далеких городов, обозначенных на панели. А я в школе учила английский, слышу - странная песня, взрослые дядьки хором поют про какую-то желтую подлодку, да так весело. Я эту песню сразу запомнила. То есть это год семидесятый, наверное, был или 71-й.

- Пытались ли Вы исполнять песни "Beatles" на публике? Какие это были песни?
- Со сцены, кажется, никогда, но на кухне или в лесу - сколько угодно. Все, что не очень сложно было подобрать (а такого у Битлз не так уж много). Муж мой первый очень хорошо играл и пел весь Битлз, я на это, собственно, и клюнула, и у него была книжка "Битлз комплит", полностью все тексты и ноты, таких книжек в тогдашней Москве были единицы, если не одна. (А также у него были почти все пластинки, причем родные). Ну, и я ему подпевала как могла.

- У всех битломанов были какие-то предпочтения, особенно у женщин. Кто из четвёрки Вам нравился Вам больше всего? И почему?
- По молодости лет, конечно, Маккартни, он такой симпатяга.  Потом в разное время разные. Одно время зависали на Ринго, особенно на пластинке "Ринго".

- Были ли группы сопоставимые с "Beatles" по влиянию на развитие рок-музыки?
- Безусловно, а как же? Роллинги, Лед Зеппелин...

- Три лучших, на Ваш взгляд, песни "Beatles" (включая после распада)
- Очень сложный вопрос. Допустим, я навскидку назову "Girl", "Golden Slumbers",  "I'm So Tired". А как же тогда "A Day In A Life", "Julia", "Blackbird"? Не, это не годится. Все равно что решать, какой волос на голове любимого человека тебе больше всего нравится или какой палец...
 
- Насколько велико, на Ваш взгляд, влияние продюсеров Эпстайна и Мартина на появление феномена "Beatles"?
- Ну, Эпстайн, конечно, очень помог, но на его месте мог бы быть кто-то еще. Что касается Мартина, то это действительно великий саунд-продюсер, и он сделал массу интересных вещей. Я вот читала его книжку "Как сделан "Сержант Пеппер", поучительное чтение для человека, занимающегося рок-музыкой. Хотела даже перевести, да никак руки не доходят.

- За современным творчеством участников «Битлз» следите? МакКартни? Ринго?
- Нет. Сейчас есть несколько любимых музыкантов. Это не «Битлз», хотя они всегда остаются на своём пьедестале. Игги Поп, Grateful Dead, J.J Cale, так и остаюсь при своих приоритетах, ничего особо нового.

- Этим летом Игги выступал в Москве, в Питере… Ходили на его концерты?
- Да! Пять раз были на его концертах. Мы даже специально в этот раз ездили в Питер. Чтобы не слушать его в Москве в клубе
«Б 1», где звук плохой, накурено. Ездили в Ледовый дворец в Питере. Видели его выступление в Гамбурге, Бостоне, два раза в Москве, в Питере.

- А выступление в Бостоне разнится с выступлениями в российских городах?
- Скорее есть другая разница - между тем, как он играл со своим прежним сопровождающим составом, и тем, что он делает сейчас со Stooges. В той группе были молодые ребята, качество, достойная музыкальная поддержка. А Stooges – понятно, что это его друзья, брэнд, но так круто не получается, и они могут играть только старые песни, и валит сплошной драйв, грохот и скрежет. Нет, я не против, всё это хорошо, Игги самый великий на сцене из тех, кого я видела. У него фул-контакт, причём со всеми.
Я как-то раньше его боялась, пока не увидела на пресс-конференции в Москве. Я влюбилась просто. . Его фотографируют на пресс-конференции, со всех сторон фотографы. Тетка-промоутер говорит: «Так, можно снимать. 5 минут. Время пошло». Втягивает щёки, взгляд исподлобья. И сидит с такой мордой, его щёлкают со всех сторон. «Всё, 5 минут прошло». Менеджеры тут же кричат: «Уберите фотокамеры», а Игги начинает смеяться: «Да ладно, пусть снимают». Такой человеческий.

- А мне нравится эта троица Лу Рид, Игги Поп, Дэвид Боуи… Как три мушкетёра мировой рок-музыки...
-  Да, Дэвид Боуи милый парень, но не тянет все же, мне кажется, по уровню музыкального материала, так-то он великий человек, много сделал для музыки. Я бы в этой троице заменила его на Боба Дилана. А фотография эта, где они втроём – Лу Рид, Игги и Боуи – у меня на стенке висит.

- В Смоленск Вы привезли книгу Игги «I need more», которую сами перевели. У книги потрясающий язык, живо передающий личность Игги. И всё же в ней много эпатажа. Вам не кажется?
- Никакого эпатажа там нет. Эпатаж - вещь наигранная, искусственная. Там, возможно, есть детали, способные шокировать обывателя, но это не специально, просто человек честно рассказывает, как было дело. И за это его стоит уважать. А эпатаж я презираю. Поэтому мне отвратительна столь восхваляемая всеми компиляция "Прошу, убей меня", недавно изданная по-русски - сборник наиболее гнусных историй из жизни "героев панк-рока". Вполне в духе нашего времени, когда все стараются вытащить на поверхность говно, блевотину и половые отклонения, чтоб "цепляло". А тут - никакого эпатажа, как было, так он и рассказывает.

- Какова предыстория Вашего решения переводить книгу, и была ли она издана? Если не была, может, есть смысл её издать и продавать на Ваших концертах?
- А вот мы ее издали и продаем. Это чистый, настоящий самиздат. Другие способы издания меня не интересуют. "Официальная" книжка будет в четыре раза толще, с твердой обложке, ну и как я буду такие книжки возить по городам, в Смоленск в том числе? А, вот то-то же...

А.Лутченкова
ноябрь, 2008 г.