Артемий Троицкий гремит скелетами
(Апрель, 2008)
Патриарх российской рок-журналистики в ностальгическом порыве с помощью издательства «Амфора» выпустил двухтомник «Гремучие скелеты в шкафу» своих статей 70-80-х годов. Но и сегодня, в свои 52, Артемий Кивович, преподаватель МГУ, продюсер, ТВ- и радиоведущий, отнюдь не утратил полемического задора и перца в оценке шоу-биза...
В издательстве «Амфора» вышел двухтомник легендарного музыкального критика и журналиста Артемия Троицкого «Гремучие скелеты в шкафу».
Том первый — «Запад гниет». Том второй — «Восток алеет».
В книгу вошли лучшие статьи Троицкого, написанные им в период с начала 70-х по 1991 год. Есть среди них те, что выходили в самиздатовских журналах, и те, что печатались в советских многотиражках и расходились по всей стране. Первый том посвящен западной музыке 70-80-х годов, второй — русскому, а точнее — советскому року.
— И что это вас, Артемий Кивович, потянуло на ностальгию?
— Идея «Шкелетоф» (смеется) действительно родилась без моего участия, в недрах издательства «Амфора», а я только сказал: «Почему бы нет!» Это просто два тома моих юношеских статей.
— Вы ведь университетов не кончали!
— Впервые взялся за перо еще студентом-экономистом, не предполагая, что стану журналистом или музыкальным критиком. Сначала писал о западной музыке (Led Zeppelin, Deep Purple и так далее) в журналах «Ровесник», «Музыкальная жизнь» и прочих. Но только сейчас мои статьи увидели свет в том виде, как я их на самом деле писал, — в 1-м томе с подзаголовком «Запад гниет».
Дело в том, что я никогда не умел печатать, не пользовался пишущей машинкой, да и теперь на компьютере могу только отстучать короткое письмишко одним пальцем. Я всегда писал от руки, сдавал рукописи в редакции, где их перепечатывали, а потом нещадно правили. Так что статьи выходили в сильно сокращенном виде.
Не обязательно это была какая-то страшная совковая цензура. Очень часто надо было текст сократить под объем для журнала. Или просто редакторы, не зная каких-то названий, специальной терминологии, брали жирную ручку и вычеркивали. В книге же все статьи напечатаны по рукописным оригиналам.
— Вы неоднократно говорили, что о нынешней рок-музыке писать не собираетесь... Неужели вся она вызывает у вас приступы тошноты?
— Моя любимая группа — Lumen. Не так давно в Питере всю ночь мы с Сергеем Шнуровым слушали его новый альбом, который исключительно хорош (два предыдущих мне не очень понравились). Шнуров мне симпатичен — хороший талантливый парень. Есть и другие приятные персонажи.
Но если говорить о нынешней рок-музыке в целом, то для большинства слушателей она ассоциируется с группой «Звери». Или с металлическими командами «Ария», «Кипелов», с той же «Гражданской обороной»...
Вопрос: являются ли эти команды рок-музыкой? Да! Вопрос номер два: вы, Артемий Кивович, хотите иметь к этой музыке какое-то отношение, даже самое отдаленное? Нет, не хочу иметь никакого отношения и писать о ней не собираюсь.
— Вы в курсе того, что происходит на нашей эстраде?.. Как вы оценили взлет юной певицы МакSим, недавно собравшей аншлаги в «Олимпийском» в Москве и в Ледовом дворце в Питере?
— Те песенки, что исполняет певица МакSим, выражаясь по-английски, — not my cup of tea, то есть не моя чашка чая. Мне этот репертуар, эти сантименты абсолютно пофигу. Далек я от певицы МакSим во всех отношениях. С другой стороны, я испытываю несомненное уважение к ней. В отличие от какого-нибудь Димы Билана, который, на мой взгляд, — абсолютное убожество, МакSим нигде особо не пиарится, сама пишет песни.
Она автор своего репертуара, сама себе продюсер, творческая личность, а не гуттаперчевая поп-марионетка, не продукт «Фабрики звезд», которым инъецируют нашу молодежь с помощью Останкинской телебашни...
Короче, МакSим все-таки нормальный человек, девушка натуральная, из провинции. Я считаю, что она одна стоит всей «Фабрики звезд». Другое дело, что вся «Фабрика звезд» не стоит вообще ничего...
— У вас такой острый язык... Вы можете запросто назвать нынче самого популярного певца российской эстрады убожеством, от вас достается и другим звездам. При этом не доводилось слышать, чтобы Троицкого запугивали, преследовали, чтобы вас били. Как вам удается выходить сухим из воды?
— Я человек несдержанный, говорю то, что думаю, самоцензуры у меня нет. Но что можно хорошего сказать о Диме Билане или о «Фабрике звезд»?! Я думаю, они сами прекрасно знают, какое они г...о.
Другое дело, что для них это не имеет значения, поскольку они зарабатывают много-много денег. И абсолютно цинично на все смотрят. Как говорится, пипл хавает, встретимся у кассы! А про собственные таланты у них нет ни малейших иллюзий.
И если там Дима Билан со своей белокурой продюсершей начинают что-то плести по поводу того, какой Дима выдающийся артист, то сами в это не верят! Но не могут же они сказать: «Я полное фуфло!» Конечно, будут кричать, что на них работают лучшие западные продюсеры, что скоро они покорят весь мир! Вот они его покорят! (Демонстрирует характерный жест. — Прим. авт. )
Поэтому фигли на Троицкого обижаться, если он говорит правду!
— Что ждет Россию на очередном конкурсе «Евровидения»?
— Конкурс «Евровидения» к музыке как таковой не имеет никакого отношения. Он ближе к спорту, к геополитике. Это какая-то такая экзотическая смешная фигня. Музыкой тут вообще не пахнет.
— Согласны ли вы с утверждением древних мудрецов, что музыка — высшее из искусств?
— Думаю, Дима Билан или Виктор Дробыш с радостью согласились бы с таким мнением... А я вот сильно сомневаюсь! Столько в этой музыке пакости плавает в настоящий момент! Вы не можете всем этим фабрично-попсовым артистам (не только нашим, хотя наши гаже большинства!) отказать в праве называться музыкой.
В принципе, это тоже музыка. Но ничего высшего в ней нет. Ничего среднего тоже! Во мне эта музыка вызывает исключительно низменные чувства, агрессивные. Так хочется ко всей этой музыке подойти с каким-нибудь деликатным инструментом типа огнемета!
— Какой последний слух о Троицком вас развеселил?
— После того как я развелся, никто мне не доносит никаких слухов обо мне. А раньше мне приходилось объясняться с супругой: «Извини, дорогая, больше этого не повторится!»
Но самый странный слух обо мне содержится в Интернете, где в моей «официальной биографии» можно прочитать, что Троицкий — мастер спорта по водному поло. При этом, кроме пошлого анекдота про Гоги, который утонул во время игры в водное поло, я об этом замечательном виде спорта ничего не знаю.
— На радио «Эхо Москвы» по субботам вы ведете программу «FM Достоевский», посвященную андерграунду... Есть ли в русском авангарде интересные имена?
— Есть, хотя мало. Русской музыки у меня там совсем мало, но в этом виноват не я...
— Во многих своих интервью вы почем зря ругаете современное российское ТВ, а Первый канал называете бандитским...
— В Библии все сказано правильно по поводу греха и зрительных ощущений. То есть если вы смотрите телевизор — значит, все — это равнозначно абсолютному грехопадению! Никому из своих друзей не советую смотреть телевизор.
— Неужели вы совсем-совсем не притрагиваетесь к ТВ-пульту?
— Смотрю один канал — Animal Planet. Вот там про настоящую жизнь!
— В течение трех лет вы возглавляли музыкальное вещание на канале «Россия». А теперь вот подвизаетесь на скромном интернет-проекте «ТВ-клик»...
— Я считаю, что интернет-ТВ на самом деле имеет очень мощную поддержку со стороны нашего основного телевидения. Пока у нас такое омерзительное телевидение — все эти первые-вторые-третьи-четвертые и прочие каналы, — народ будет тянуться к интернет-ТВ.
Нормальные люди ТВ в ящике уже перестали смотреть. Никто (я вам точно говорю: никто!) из людей моего круга ТВ не смотрит... Если он и у себя дома уединяется и, задернув шторки, нажимает кнопку Первого канала, то и под пытками не признается, что это делает. В моих кругах все знают, что телевидение — жлобство, тупизм, верная смерть...
Михаил САДЧИКОВ
апрель, 2008
|