Сергей «Чиж» Чиграков о «Битлз»
(октябрь, 2006 г.)
-
Когда и при каких обстоятельствах вы впервые услышали песни
«Битлз»? Какие это были песни?
- Давай на «ты», мне так легче. Помнишь, была такая пластинка
под названием «Музыкальный калейдоскоп». По-моему, номер восемь.
Она была не «лонгплэй» и не маленькая – среднего размера,
такая… непонятная. И там было много-много песен, между песнями
были интермедии, – Гамалия играл на фоно, я помню, – и там
была песня «Девушка». «Музыка и слова – народные» было написано.
И вот эта песня была не то что заслушана – она была затёрта,
пропилена иглой до прозрачности пластинки!..
- Как в дальнейшем записи к вам поступали?
- (улыбается) С «бобин» на «шестом типе»! (воодушевляется)
Даже не я коллекционировал – у меня ещё смешнее было!.. У
меня был приятель из соседнего подъезда – вот у него брат
собирал. И я брал у приятеля плёнки, куда-то в специальное
место ездил, где был магнитофон, там прослушивал, запоминал,
потом приходил домой, записывал по памяти всё на ноты – и
вот таким образом коллекционировал.
- Непросто это всё… А информация о группе, фотографии?
- Не просто, но и не сложно. Фотографии были все в переснятом
виде, естественно. А ещё я их сам перерисовывал: возьмёшь
посмотреть – и через кальку быстренько…
- Пытались ли вы переводить тексты «Битлз»? Насколько
они были для вас важны?
- Я потом уже… Нет, не были важны! Музыка была важна!.. Сколько
мне тогда было – фигня какая, - класс, наверное, третий…
- Какие из 13 номерных альбомов были самыми любимыми
и почему?
- У «Битлз» все альбомы любимые, абсолютно все. Правда – ну,
бывает такое… Какое-то время я «торчал» на «Beatles For Sale»…
(перебивает сам себя) Они по мере поступления ко мне становились
любимыми! Они вот так наслоились – и всё! (проникновенно)
Я под «Белый альбом» танцевал в пионерском лагере… Я первую
сторону до сих пор знаю не то что наизусть, а до каждого вздоха,
до малейшего движения! Потому что у нас была дискотека под
«Белый альбом», чему я очень даже рад.
- Кому из «четвёрки» больше симпатизируете?
- Скажу в порядке убывания: Леннон, Харрисон, МакКартни и
Старр.
-
У Леннона какой любимый альбом ?
- (не медля) Все, все! Нет у меня такого, чтобы самый любимый
– и всё!.. Мне, допустим, абсолютно не нравится, как поёт
Йоко Оно. Так как она всё время вклинивалась в альбомы, мой
нелюбимый – это «Нью-Йорк Сити». Говорят, Шон выпустил пластинку,
вот совсем недавно, говорят – офигительная. Я её ещё не слышал…
- Какое-то противостояние «Битлз» – «Роллинг Стоунз»
для вас существовало?
- Да нет, потому что «Роллинг Стоунз» я почему-то практически
не слышал никогда. То есть я знал, что есть такая группа,
типа крутая – после «битлов» на втором месте. И до сих пор
они мне как-то не очень… Мои любимые песни у них уберутся
даже не на «двойник» – песен 12, и большинство из них – медленные.
- Как с сегодняшних позиций достаточно опытного человека
и действующего музыканта вы оцениваете роль Джорджа Мартина
и Брайана Эпстайна в творческой судьбе «Битлз»?
- Роль Мартина, на мой взгляд, очень сложно переоценить. Если
кто и был пятым, то это, естественно, Мартин. А Эпстайн… я
не знаю, это нужно директорам команд смотреть – что он сделал,
что не сделал, потому что есть мнение, что он вообще продрочил
всё, есть мнение, что наоборот – открыл их… Фиг знает… Что
бы я ни сказал, не знаю, будет ли это правда…
- Но ведь вы тоже сталкиваетесь с похожими проблемами,
у вас есть директор, который за всем смотрит…
- Но я не сталкивался с Эпстайном – вот в чём дело.
- Какие альбомы участников «Битлз» после распада вы
бы выделили?
- У МакКартни – «Band On The Run», первая пластинка, «McCartney»,
- очень шикарная… Это я так, навскидку… У Харрисона – «All
Things Must Pass», последняя пластинка замечательнейшая –
«Brainwashed». А моя самая любимая у него – «Living In The
Material World».
- Можно ли говорить о ком-то из современных музыкантов
как о продолжателях лучших традиций «Битлз»?
- Ой-ё-ё-ёй!.. Почему- то первый, кто в голову приходит –
это Том Петти, не знаю почему. (надолго задумывается) Вот
вопрос…
- «Битлз» вообще – это классика, которую должен знать
каждый музыкант, или…
- (перебивает) Я считаю, что да, конечно. Причём давным-давно
уже, года с 66-го было ясно, что это классика, что это нужно
знать наряду с… не знаю, Луи Армстронгом. Ведь Армстронг –
это классика джаза, верно? Давайте знать «Битлз» – это классика
рока!
- Я знаю, что вы являлись консультантом Анатолия Максимова,
когда он писал свою книгу «McCartney День за днём»…
- Да?.. А, ну, может быть, материалы какие-то и предоставлял…
- Какими ещё проектами, посвящёнными «Битлз», вы занимались?
- Да вот этим летом мы ездили с проектом «Puttin’ On The Beatles
Style» в Ливерпуль на слёт битломанов.
-
И какие впечатления от слёта?
- Впечатление двоякое. Сначала, когда я туда собирался, у
меня было такое ощущение, что – да зачем всё это?! а потом
меня цапануло не по-детски. Это положительная сторона. Сбылась
мечта ребёнка. А потом мне показалось, что слишком много людей
вокруг, которые поют «Битлз» со всех сторон. Это перебор,
наверное.
- Это не ревность с вашей стороны?
- Нет, абсолютно никакой ревности! Я устал от этих людей.
Я боялся, что будет то же самое, что было в своё время с «Can’t
Buy Me Love», когда она крутилась из каждого угла, из каждого
окошка, где надо и не надо. В конце концов она приелась, на
самом деле. Убили песню, что называется. То же самое было
с Высоцким, с песней «Протопи ты мне баньку…» – всё, убили
песню!.. Теперь её слышишь – она никаких эмоций не вызывает.
И вот я в Ливерпуле тоже – переел. Я, конечно, с уважением
отношусь ко всем музыкантам, – они со старанием снимали всё
в «копейку», – всё это здорово, но когда на каждый квадратный
метр по 50 человек…
- Что удивило в Ливерпуле?
- Я когда был маленький и читал всякие статьи про «битлов»,
которые доходили тогда, – они были короткие, маленькие все,
– и там было написано: парни рабочие, там, из бедных кварталов…
Я съездил, посмотрел дом Джона Леннона – я бы не сказал, что
это бедный квартал: двухэтажный дом, нормальная отделка, сад
– всё как положено…
- После этого изменилось отношение?..
- Абсолютно нет! Я и раньше на этом никогда не зарубался…
Музыка – это музыка… Кстати, в последний день рождения Джона
в Питере вышла пластинка, которую спродюсировал менеджер «Puttin’
On The Beatles Style» Леха Лямин, под названием «Revolver»
по-русски». Она посвящена 40-летию сам догадываешься чего.
Среди исполнителей есть и ваш покорный слуга…
- Ливерпуль похож на Петербург?
- (сразу) Нет! Абсолютно.
- В Гамбурге вы были?
- Нет.
- Отношения с Индией?..
- Там очень жарко, а с жарой я не дружу. Индия для меня закрыта;
там, где жарко – для меня вообще закрыто. Поэтому я вынужден
играть только там, где холодно.
Сергей к этому моменту заметно устал
– и от двухчасового концерта, и от пресс-конференции… Стало
ясно, что разговор пора заканчивать. Я поблагодарил его за
интервью, и мы тепло простились.
Сергей Муханов
(октябрь, 2006 г.) |