Борис Гребенщиков: «Я не настоящий рокер»
Гуру
и одновременно мессию российского рока Бориса Гребенщикова
неоднократно пытались сковырнуть с его пьедестала. На нем
ставили крест, когда он уехал в Штаты и когда без фанфар оттуда
вернулся, когда – уж не впервые ли в жизни? – явился на вручение
премии «Триумф» с короткой стрижкой и при костюме, когда прилюдно
пообещал носить орден «За заслуги перед Отечеством», пожалованный
ему к пятидесятилетию Кремлем: мол, только веревочку подберу…
Публика по-прежнему ломится на концерты кумира и внимает ему,
затаив дыхание.
— Как вас, Борис, только не называют:
человеком-легендой, гуру...
— ...имамом, шейхом, аятоллой...
— ...патриархом, аксакалом, старейшиной
и бог знает кем еще...
— Еще — уважаемым человеком.
— Ну, это даже не обсуждается...
Я видел вас разным: озабоченным, отрешенным, философски настроенным,
глубоко задумчивым, совершенно, так сказать, никаким... Сейчас
вы какой-то расслабленный, благостный. Вам хорошо, комфортно?
— По-моему, вы перечислили в основном разные грани одного
и того же внутреннего состояния. Оно у меня нынче прекрасное,
и поэтому мне очень легко и свободно.
— Вы происходите из очень интеллигентной
ленинградской семьи. Что за аура окружала вас в детстве, как
родители вас воспитывали?
— Отец, по счастью, совсем не воспитывал, а вот мать часто
таскала в филармонию, и, надо сказать, я даже ухитрялся получать
там удовольствие. Впоследствии это сослужило хорошую службу:
у меня сложилась привычка к классической музыке.
— Советский Союз выглядел особой
планетой, а Ленинград — отдельным на ней материком. Вам не
кажется, что вы могли бы стать совершенно другим человеком,
если бы родились и прожили жизнь не в этом городе?
— (Задумчиво.) Что произошло бы, если бы небо было
твердым, зеленым и мы по нему ходили? Никто не может этого
знать, и я тоже. Питер мне дорог: я к нему очень привык, обшарил
все его закоулки и могу придумать себе там занятие, времяпрепровождение.
В нем неплохая для меня атмосфера, я умею в ней не только
выживать, но и устраиваться так, как мне нравится.
— Во время учебы на факультете прикладной
математики каким вы представляли свое будущее?
— Ну, во-первых, я там не учился, потому что уже на втором
курсе появился «Аквариум». Собственно, еще первокурсником
пристраивался к существовавшим в университете группам, думал,
как мне туда втереться, а через год осознал: не пристраиваться
нужно, а самому что-то делать.
Едва родилась группа, я ушел в нее с головой и уже не замечал,
чему меня учили преподаватели. И хотя оценки были не так плохи,
как следовало ожидать, в основном — на девяносто пять процентов!
— я писал стихи, отлынивая от лекций и семинаров, и планировал
уже музыкальную деятельность.
— Вы думали на втором курсе университета,
что ваше профессиональное будущее окажется музыкальным, что
вы станете выступать в разных городах и странах?
— Самое смешное, Дмитрий, что я — вот клянусь! — не помню
за все эти годы ни одной своей мысли о будущем. Совершенно
точно было известно лишь то, что я никогда профессионалом
не стану, потому что это не согласуется с установками советской
власти. Петь то, что она рекомендовала, мне было настолько
противно, что после первой попытки я это делать зарекся.
— Так, значит, попытка была? На
какой же репертуар замахнулись?
— Наш тогдашний басист специально вызвал человека, чтобы тот
научил меня петь кабацкие песни — с их помощью мы собирались
заработать на аппаратуру. Можете не поверить, но это истинный
случай из жизни: через двадцать минут пыток кабацкой музыкой
температура у меня поднялась до тридцати девяти с лишним градусов.
— Итак, вы совершенно не планировали
никакой карьеры, но звезды, видимо, расположились на небе
так, что со временем вам удалось много чего достичь. Счастливый
человек!
— На самом деле планировать что-то в мире, где существует
Бог, нелепо — говорят же: «Человек предполагает, а Бог располагает».
А отсюда следует прямой логический вывод: субъект, который
планирует, просто дурак.
— А вы уверены, что Бог существует?
— В куда большей степени, чем в том, что существую я.
— И у вас на этот счет нет сомнений?
— Никаких! Более того, я не знаю ни одного серьезного индивидуума,
который бы их испытывал.
— Где рок, там, как правило, алкоголь
и наркотики. Вы тоже через это прошли?
— Я не считаю, что это тот темный тоннель, через который нужно
проходить. И алкоголь, и наркотики, и все, что угодно, — это
то же самое, что аспирин...
Отыграв концерт, в час ночи я сразу заснуть не смогу, и если
пойду в номер смотреть телевизор, меня просто взорвет. Что-то
поэтому нужно делать. Я, скорее всего, выпью, а кто-то обратится
к другим средствам воздействия на сознание. Я употреблял много
чего, но ни к чему никогда не привязывался... Чем, собственно,
бифштекс отличается от наркотиков? Да ничем — ты съедаешь
его, и он на тебя действует.
— Вам становилось когда-нибудь страшно
от того, что это нравится и к нему можно привыкнуть?
— Никогда! А к чему привыкать? Простая опять-таки вещь...
Разве, когда под воздействием выпитого человек становится
агрессивным, это значит, что водка плохая? Нет, просто зло
в нем сидит. Что бы ты ни ел, какие наркотики бы ни принимал,
ничего, кроме того, что в тебе уже есть, наружу не выйдет.
— Настоящие рокеры ненавидят попсу.
Вы не исключение?
— Я, наверное, не настоящий рокер. То, что называется роком,
благополучно скончалось в восьмидесятые годы, поэтому мне
немножко смешно, когда спустя двадцать лет после смерти рок-н-ролла
люди называют себя настоящими рокерами. Парни не заметили
просто, что появилась абсолютно другая музыка, выросло воспитанное
на ней поколение. Молодежь смеется над ними и их не понимает,
эта старая гвардия выглядит сегодня приблизительно так же,
как бойцы красной конницы после Великой Отечественной войны,
уже во времена Элвиса Пресли. Когда такой конник предлагает:
«Ну что, ребята, давайте хором споем нашу дивизионную!»...
— ...типа «Веди ж, Буденный, нас
смелее в бой»...
— ...вокруг все посмеиваются: «Да, дедок, ты у нас еще ого-го»...
Наши рокеры, словно старые буденовцы, кричат и машут шашками
ради того, чего уже двадцать лет в природе не существует.
— Для большинства ваших поклонников,
коих не счесть, вы прежде всего бунтарь, потому что рок все-таки
музыка протеста...
— Ой, по-моему, этой пошлой фразой мы обязаны журналистам
советского периода. Боюсь, «Битлз» не знали, что они играют
музыку протеста, и светлой памяти Элвис тоже об этом не подозревал.
И что они «тигр в гитаре» (так назывался бестселлер Олега
Феофанова, написанный в середине семидесятых наряду с его
же книгой «Музыка протеста». — Д. Г.), тоже никто не догадывался.
Они вообще об этом не думали: хотели лишь заработать денег
и чтобы девушки их любили, а еще — чтобы жизнь была хороша
и они получали бы от нее кайф. О том, что они исполняют музыку
протеста, их как-то не просветили.
— И все же для многих ваши прилюдные
дружеские отношения с Кремлем стали шоком. К собственному
пятидесятилетию вы отыграли шикарный концерт в Кремлевском
Дворце, получили от власти орден «За заслуги перед Отечеством»
четвертой степени, вас даже принял министр внутренних дел
России Грызлов. Ну о чем, уважаемый Борис Борисович, вы могли
с ним говорить?
— Та-а-ак, столько обвинений вы мне выдвинули, что давайте
разложим их по порядку. Вы упрекаете меня в том, что мы дали
концерт в Кремле, но Дворец съездов — это такая же концертная
площадка, как и все остальные. Как, например, клуб «16 тонн»,
который сдается внаем кому угодно, поэтому выступить там может
любой.
— Но, согласитесь, звучит символично:
концерт Гребенщикова в Кремле!
— Хорошо, а для Стинга это символично? А для Дэвида Боуи или
Максима Леонидова?
— Знаю, что вы дружны с заместителем
главы администрации президента России Владиславом Сурковым
— он приглашает вас в гости, вы подолгу и обстоятельно общаетесь,
вместе с ним стали даже инициатором встречи власти и рок-звезд
России. Как вы думаете, зачем это ему и почему в той сходке
участвовали такие разные люди, как вы, Шнур, Земфира?
— (Задумчиво.) Были еще Бутусов, «ЧайФ», «Сплин»,
«БИ-2»...
— Но вы-то, вы что там делали?
— Мы собрались по очень простой причине. Как я уже говорил,
мне приятно, что в Кремле наконец появились люди, которые
любят «Аквариум»...
— Сурков к ним относится?
— Да, и вдобавок есть интересные темы, которые можно с ним
обсуждать. Ну, скажем, то, что по телевизору все время показывают
кошмар, ужас, серятину...
— Хотя в Америке в этом плане тоже,
мне кажется, не идеал...
— Извините: в Штатах существуют альтернативное радио и общественное
телевидение — там всегда можно включить на сороковом канале
Public TV, где наверняка будет что-нибудь занимательное, а
у нас, поскольку мы находимся в начальной стадии государственного
капитализма, работает принцип дойной коровы. На публику выносят
лишь то, на чем можно сделать деньги, поэтому наши радио и
телевидение пребывают на уровне, прошу прощения, сортира.
Меня это не устраивает — видите, я даже начал вести на радио
передачу. Обидно за огромное количество хорошей музыки, которую
ни один человек не услышит, потому что никто никогда не будет
ее передавать: дескать, она... не в формате.
— Судя по вашим словам, современное
российское телевидение вы не жалуете и, видимо, даже не смотрите...
— Вы правы: на протяжении последних лет десяти мой телевизор
почти не включается. Смотреть современное телевидение для
человеческого достоинства унизительно!
— Телевизор у вас таким образом
— часть мебельного гарнитура?
— Попросту монитор — мы по нему кино смотрим.
— Любопытно, вы сейчас книжки читаете?
— Сказать, что совсем ничего не читаю, было бы с моей стороны
преувеличением — приходится иногда.
— Кого вы считаете современными
классиками и есть ли нынче такие?
—Из русскоязычных, с моей точки зрения, есть два писателя,
достойных высших похвал, — это Акунин и Пелевин, которые делают
с русской прозой то, что стоит с ней делать.
— Космонавт № 4 СССР Павел Попович
сказал мне, что, по его мнению, инопланетяне периодически
прилетают на Землю и, даже более того, у них существуют здесь
три базы: в Андах, в Гималаях (это знаменитая Шамбала) и на
дне Восточно-Индийской впадины. Лично вы в пришельцев из космоса
верите?
— Этот вопрос интересует меня даже меньше, чем разведение
кактусов в Южной Америке. К сожалению, я никак с инопланетянами
не пересекаюсь, а если Попович о них говорит... Что ж, он
специалист, ему виднее...
— Сами себе вы не кажетесь порою
инопланетянином?
— Иногда, при взгляде на эти штаны (смотрит на свои брюки)
какие-то подозрения закрадываются, но... нет... Нет!
Дмитрий Гордон |