Когда однажды узнал, что известная телеведущая и режиссёр Авдотья Смирнова собирается снимать фильм о Льве Толстом, почему-то пришла на ум сценка из классического фильма Э.Рязанова. Представил себе, как Авдотья выступает перед соратниками: « А не замахнуться ли нам, друзья мои, на Льва,нашего, Толстого?!»
Вспомнил, что это не первый «замах» Смирновой на русскую классику. Известно, что она является автором сценария фильма А.Учителя « Дневник его жены» о великом писателе Иване Бунине. Фильм тогда получился очень неплохим, но больше всего вопросов у меня возникло именно к сценарию, который, по сути, замкнулся на быте и любовном треугольнике.
И вот новая попытка Авдотьи Андреевны приобщить зрителя к высотам гениев. В канун 190-летия со дня рождения Льва Толстого вышел фильм, где он является одним из главных героев.
Сразу отмечу, что фильм «История одного назначения» сделан очень добротно и профессионально. Удачен ритм повествования, хороши небанальные диалоги, работы художника и оператора, великолепны костюмы, понравилось музыкальное оформление. Фильм, что называется, держит, и это само по себе достижение немалое.
Понравилось, что среди актёров было довольно много новых лиц. Признаться, частое появление на экранах Ф.Бондарчука, Е.Миронова, С.Безрукова, О.Меньшикова, К.Хабенского и некоторых других медийных персонажей наводит на грустные мысли о некой монополии и келейности в нашей киноиндустрии. Думаю, А.Смирнова в коммерческом плане серьёзно рисковала, не предложив роль кому-то из вышеприведенного списка.
Впрочем, некоторыми своими принципами она поступиться не смогла. Вновь на экране, как и в других фильмах Авдотьи Андреевны появляются Анна Михалкова ( кто не знает , это дочь Никиты Сергеевича) и Андрей Смирнов ( папа – это святое). Более того, в главной роли многие, как и я, впервые увидели и отметили для себя младшего брата режиссёра Смирновой – Алексея Смирнова. Открытием же для меня явились великолепные работы Филиппа Гуревича в роли писаря Шабунина, Ирины Горбачёвой в роли Софьи Андреевны Толстой, и очень убедительный Лукаш Симлат в роли капитана-поляка.
«Ну, а как выглядел Лев Николаевич?» - спросит дотошный читатель.
На мой взгляд, Евгений Харитонов в роли великого писателя выглядел неважно. Попробую объяснить. Толстой – это прежде всего интеллект, какого не было и ещё долго не будет в нашей литературе и искусстве. Его взгляд, глаза … Помните глаза Вячеслава Тихонова в роли Андрея Болконского из фильма С.Бондарчука «Война и мир»? Или взгляд самого С.Бондарчука в роли Пьера Безухова? В них тьма мудрости. Этим актёрам веришь.
Евгению Харитонову в роли Льва Николаевича я не верю. Его выражение лица, ничего не выражающие резвые глаза… С таким же успехом на эту роль можно было пригласить шоумена Андрея Малахова. Думаю, у него получилось бы не хуже.
Здесь беда не столько актёра, сколько режиссёра и сценариста. Решив взять отдельный эпизод из жизни писателя до 1870 года , они не решились показать более позднего Толстого во всей силе его Гения, сознательно или нет упростив себе задачу. Монолог писателя на суде в защиту солдата мог быть намного ярче и мощнее, если бы авторы взяли за основу, например, знаменитое письмо американцу «Можно ли убивать?», написанное в 1896 году. А так в центральной сцене фильма, в которой говорится о ценности жизни человека не было накала обличения, так характерного для публицистики Толстого.
Вообще, из фильма не понятно, чему же Лев Толстой уделял больше внимания в то время – написанию гениального и крайне объёмного романа «Война и мир» или разведению редкой породы чёрных поросят. Акценты расставлены неудачно.
В результате, на мой взгляд, образ великого русского писателя получился слишком поверхностным и упрощённым. Это мягко говоря.
Не могу не отметить ещё один недостаток фильма – отсутствие у авторов чувства меры в ряде эпизодов. Это прежде всего касается сцен расстрела и похорон Шабунина, а затем и самоубийства поручика.
Лучшая же сцена фильма, опять же, на мой взгляд – это сцена с фотографией отца-генерала и надписью «Как ты?». Очень удачно. Пробирает.
Понравилось правдивое без пафоса изображение удручающего состояния российской армии при царе-батюшке. Как это не совпадает с тем, что показано, например, в когда-то нашумевших фильмах «Сибирский цирюльник» или «Адмирал»!
В заключение ещё одно наблюдение. Известно, что Лев Толстой был активным противником всех видов частной собственности. Более того, он считал её источником и причиной всех войн и бед на земле. Зная это, весьма неожиданно и любопытно было видеть в заключительных титрах фильма фамилии инициаторов и активных пропагандистов капитализма( то есть частной собственности) А.Чубайса(мужа режиссёра) и Р.Абрамовича как спонсоров и продюсеров фильма. Также удивительно было прочитать там же фамилию Б.Гребенщикова, который не раз отмечал, что не является поклонником творчества Л.Н.Толстого.
В итоге, фильм, вроде о Толстом, а Льва Толстого в нём почти нет.
Надеюсь, хотели как лучше…
Сергей Горцев
сентябрь 2018