Лучшие альбомы 2010 года. Портал FUZZ.
Авторы и редакторы FUZZA рассказывают о десяти самых запомнившихся им пластинках 2010 года. Разброс вкусов получился неожиданным и разнообразным.
Оглядываясь на 2010, можно сказать, что год походит на непривычный для коллекционера набор миниатюр, синглов, отдельных песен и сайд-проектов. Эпоха пластинок, похоже, безвозвратно канула в лету. Но мы все-таки постарались перечислить цельные записи, а не отдельные песни.
Александр Старостин (Главный Редактор)
1. Brendan Perry - “Ark"
Незамеченный прессой сольный альбом Брендана Перри, основателя DEAD CAN DANCE. После распада дуэта творчество и Брендана и Лизы производило на меня удручающее впечатление. Не было ни одной записи, сравнимой по сложности, замыслу и настроению с альбомами DCD. Но пластинка Брендана «Ark» все-таки ясно дает понять, кто в DCD отвечал за музыку и за концепцию. По сути «Ark» – это такой DEAD CAN DANCE, но без голоса Лизы и с легкими трипхоповыми нотками. По мне, лучшая пластинка уходящего года.
2. HAUS ARAFNA - "You"
Загадочные немецкие шумовики и авангардисты мистер и миссис Арафна. Их новый альбом полностью подтверждает оригинальность проекта. Такого звучания больше нет ни у кого. Чета также стоит во главе лейбла "Galakthorro" и проекта "November Novelet". Определение, которое музыканты дают своему стилю, «angst pop» - удивительно точно. Если сравнивать альбом "You" с ранними записями проекта, то он звучит довольно мягко, но зато появились атмосферные песни.
3. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА - "Звездопад"
Альбом каверов советских песен от Игоря Федоровича Летова. В определенном смысле поворотный для позднего творчества ГО. Пластинка давно заслушанная мной до дыр. Но так как официально диск вышел только в этом году, с радостью и удовольствием включаю его в мой личный топ.
4. БАРТО - "Ум, Совесть И Честь"
Немногие знают, но начинали БАРТО с совсем другого проекта и вместо эпатажа и техно там был трип-хоп и меланхолия. Проект назывался ОГНИ СВЯТОГО ЭЛЬМА. Но конечно, ни прессе, ни нашей публике не нужна романтичная музыка с серьезным лицом. А нужны матюги, приколы и стеб. Вот проект БАРТО и заколачивает все это в уши слушателям, да еще с такой энергией. Альбом “Ум, Совесть И Честь" подтверждает их статус современной, думающей и при этом по-хорошему «наглой» команды.
5. THE YOUNG GODS - "Everybody Knows"
Новый альбом швейцарских пост-индустриальных экспериментаторов. После отличного акустического релиза группа снова вернулась в привычное пространство агрессивно-быстрых барабанных петель и обволакивающих шумов. Приятно слышать.
6. EЛEVEN - "Последний В Мире Человек"
Пластинка до жути не современная, выпущенная без особых амбиций и непонятно для кого. И в этом ее основная прелесть. Музыка ради музыки. EЛEVEN - детище московского музыканта Алексея Мостиева. Он же - Прохор Алексеев. В записи принимали многие деятели российского андеграунда. В том числе Ян Никитин из проекта ТЕАТР ЯДА.
7. Kira Lao - "Pu-Erh"
Первый сингл молодой новгородской певицы, о которой в 2010 году не написал только ленивый. Сочетание фортепьяно, виолончели, бит-бокса, гуслей и эмоционального девичьего вокала. Мои рекомендации.
8. ПОСЛЕДНИЕ ТАНКИ В ПАРИЖЕ - "Порядок Вещей"
Удивительно, что в России есть группы, которые вот уже столько лет записывают отличные пластинки, ездят на гастроли, но большая часть прессы о них молчит, да молчит так, что под пытками не вытянешь. Вот и альбом ПТВП в официальной музыкальной (прости Господи) прессе практически не упоминался. При этом "Порядок Вещей" – одна из лучших пластинок проекта, с потрясающим (да, да вы не ослышались) звучанием, электронными вкраплениями и, конечно же, терпкой лирикой Лехи Никонова. Пора бы критикам разуть глаза, избавившись от хипстерской шелухи и наконец начать обращать внимания на действительно хорошие альбомы.
9. Peter Gabriel - "Scratch My Back"
Первая студийная работа певца за 8 лет. И не просто очередная пластинка, а 12 каверов на других исполнителей, в числе которых – RADIOHEAD, TALKING HEADS, ELBOW и Дэвид Боуи. Интересная запись и по звуку, на этот раз Гэбриел обошелся без гитар и барабанов. На альбоме только голос в обрамлении струнных и духовых.
10. GORILLAZ - "Plastic Beach"
Дэймон Албарн не сбавляет обороты. “Plastic Beach" можно назвать настоящей вехой в развитии его проекта. GORILLAZ – серьезная музыка с несерьезным лицом.
Алексей Любимов (Ответственный Редактор)
В алфавитном порядке.
1. АКВАРИУМ – "Наша Жизнь С Точки Зрения Деревьев"
Не самый быстрый и традиционно светлый сборник тридцатипятилетнего БГ.
2. ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ – "Священный Огонь"
Много тем нераскрытых, а сейчас – Беловежский Зевс.
3. МУМИЙ ТРОЛЛЬ – "Редкие Земли"
Некоторые песни трудно не узнать даже в гриме.
4. ПРОХОР И ПУЗО – "Алла"
Комические куплеты из коммунальной очереди в уборную.
5. GRINDERMAN – "Grinderman 2"
Всегда злоупотреблявший упоминаниями Иисуса, Веселый Ник теперь добрался и до остальных ребят.
6. HOT CHIP – "One Life Stand"
Выступили в Санкт-Петербурге в 2010.
7. Michael Jackson – "Michael"
Бесстыдное доение, и здесь даже нет ничего похожего на "You Rock My World" из предыдущего альбома, который дояры, по словам покойного, сочли бесперспективным и отказались масштабно рекламировать.
2. Kylie Minogue – "Aphrodite"
Заглавная песня, самая популярная в нашей конторе – на удивление, еще не сингл.
9. MORCHEEBA – "Blood Like Lemonade"
Спасибо, что выступили в Москве и Санкт-Петербурге в 2010.
10. THEODOR BASTARD – "Tapachula"
Голос Яны как невеселящий газ.
Екатерина Борисова (Журналист)
В этом году я позволила себе роскошь не слушать музыку сплошным потоком и отдавала предпочтение новинкам от самых любимых или чем-то отдельно интересных мне артистов. И почти все их новые работы являют собой не совсем то (или совсем не то), что от них традиционно ждешь. И это, по-моему, хорошо. Перечисляю в произвольном порядке.
1. Robert Plant - "Band Of Joy"
Все ожидали нового альбома с Элисон Краусс, а получили хоть и, по большому счету, кантри-пластинку, но записанную в сотрудничестве с совершенно другими и новыми для Планта музыкантами (это притом, что ее название совпадает с названием первой "серьезной" группы Планта, которую не помнит никто, кроме фанатов). Много неожиданных каверов, много неподдельного веселья и радости, но всё далеко не так просто, как кажется сначала. Зрелая, отвязная и мастерская работа.
2. WOVEN HAND - "The Threshingfloor"
Седьмая студийная пластинка WH, абсолютно типичная для Дэвида Юджина Эдвардса по текстам, вокальной подаче и отчасти по саунду, но полностью неожиданная по музыке: смесь кельтских и ориентальных мелодий с добавлением, если верить специалистам, натуральных индейских. Американы - даже в эдвардсовском "темном" варианте - лишь необходимый минимум. Похоже, как ни странно, на HEDNINGARNA, хоть и звучит иначе. Может, дело в том, что WH в последнее время много гастролировали по Европе?
3. Nina Hagen - "Personal Jesus"
Альбом каверов, содержание которого идеально описывается названием заглавной песни: Иисус фигурирует в каждой из них - если не в заголовке, то уж в тексте точно, если не упоминается прямо, то подразумевается. И это именно личный Иисус Нины Хаген, с которым она общается всевозможным образом - пусть и чужими словами. Пластинка почти веселая и, можно сказать, боевая, однако сделанная очень аккуратно (в наилучшем смысле этого слова) и парадоксально интимная.
4. THE DEAD WEATHER - "Sea Of Cowards"
Пока JANE'S ADDICTION издают прекрасный, но все-таки архив, и делают ленивые попытки собраться в очередной раз, а THE MARS VOLTA переживают период упадка и раздрая, третьи условные американские хранители духа LED ZEPPELIN выпустили пару мощнейших дисков подряд, причем новый не имеет никаких признаков "синдрома второго альбома" и сносит крышу еще основательнее, чем предыдущий. Это действительно супергруппа, которой сейчас нет равных. Во всяком случае, по ту сторону океана.
5. Ольга Арефьева и КОВЧЕГ - "Авиатор"
С момента выхода последнего студийного альбома "электрического" КОВЧЕГА прошло 4 года. Поклонники истомились и были вознаграждены чудесной пластинкой с полностью новым материалом и отчасти новыми стилистическими решениями. Очень красивый, очень личный и очень отважный альбом. Настолько откровенно о любви и смерти с нашим слушателем не разговаривает, пожалуй, больше никто.
6. ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ - "Для Тех, Кто Видит Сны. Vol.1"
Мне этот альбом не близок идейно, скажем так, но группа выдала высококлассную, цельную запись, интересно поработала над аранжировками и вообще считает для себя нормальным постоянно искать новые пути развития. Что радует и вызывает уважение. Кроме того, это первый альбом ОРГИИ ПРАВЕДНИКОВ, записанный на собственной студии, получивший пачку восторженных отзывов от зарубежных рецензентов и уже переизданный в новом мастеринге для западного рынка.
7. ПИКНИК - "Театр Абсурда"
После "Железных Мантр", где во всех песнях так или иначе говорилось о старости, стало как-то тревожно за группу. Свежий альбом опасения развеял сразу и надолго: энергичная, яркая пластинка, полная как привычной для Шклярского мрачноватой иронии, так и новых красок в саунде и в музыке как таковой. Смесь этих красок иногда действительно балансирует на грани абсурда, но - так и задумано. И звучит чрезвычайно увлекательно.
8. THEODOR BASTARD - "Tapachula"
Всего лишь сингл с двумя песнями, но зато уникальный по дизайну. И обещающий многие открытия в будущем альбоме группы, которая, с одной стороны, стала писать практически этно-поп-хиты, а с другой - увлеченно экспериментирует с непривычными для себя инструментами и звуками. О звании "одного из лидеров российской готической сцены" коллективу, наверное, придется позабыть, но невелика потеря, если впереди еще столько неосвоенных территорий.
9. WHITE OWL - "Lucid"
Тоже сингл, но не сам по себе, а как первая часть трилогии - серии из трех мини-релизов с тремя песнями на каждом. Эту московскую фолк-коровую банду за почти 15-летнюю ее историю тоже немало носило по стилям (включая чистую "ирландщину" и американскую новую традицию а ля RHCP), и теперь она вполне уверенно смешивает оные в любой удобной для себя пропорции. Иногда результат получается непривычным, но всегда - интересным.
10. ЧИСТЫЙ/БЭНД - "Арифмо"
А вот это самый неожиданный камбэк года, пусть и локально-питерских масштабов. Борис Чистый, чьи песни ("Набережную Лимпопо", например) поет уже второе поколение тусовщиков, не только вернулся к активной концертной деятельности и собрал очередную группу, но и записал чуть ли не первый в своей переменчивой творческой жизни "настоящий" альбом. Светлый, прозрачный, чуточку ностальгический, со щепотками джаза и кантри, на редкость располагающий к себе. И прекрасно оформленный, что тоже немаловажно.
Fuzz |