«Адмиралъ» - шедевр или поделка?
Массированная реклама фильма А. Кравчука «Адмиралъ» по главному телеканалу страны наводила на мысль о грандиозности намерений продюсеров. Появление в первых кадрах названия монстра американской киноиндустрии говорило о немалом бюджете. Это же подтверждал список рейтинговых актеров: Хабенский, Боярская, Безруков (ну, куда без него?) Одновременный выброс в торговую сеть серии(!) книг о Колчаке указывал на целенаправленную акцию по героизации одного из лидеров белого движения.
Фильм начинается очень убедительным показом неравного морского боя русского корабля с флагманом немецкого флота. Целая серия режиссерских, операторских и компьютерно-пиротехнических удач. Любая война преступна по своей сути - это, пожалуй, самый главный лейтмотив фильма. И это лучшие его кадры. Несомненная удача еще в том, что, пожалуй, впервые столь подробно в центре внимания отечественного кинематографа - трагическая судьба русских офицеров, оказавшихся заложниками бездарной политики правителей в колесе гражданской братоубийственной войны (фильм «Бег» тоже об этом). К чести авторов, фильм «Адмиралъ» достаточно тонко обходит тему противостояния «красные-белые», не делая из образа большевиков нечто демоническое.
Увы, на этом достоинства фильма заканчиваются. После мощнейших сцен гибели немецкого флагмана и достойного саморазоружения офицеров «Адмиралъ» постепенно теряет привлекательность и достигает «минимума» в тех кадрах, где Колчак в заснеженной Сибири дает клятву на фоне развевающихся трехцветных и американских (!) флагов с картинным падением на колени наиболее эмоциональной части своего войска.
Об исполнителях главных ролей. Вполне допускаю, что Константин Хабенский - актер неплохой. Но, конечно, не в роли А.Колчака. Не мог быть Колчак столь сытый и лоснящийся. Не мог не меняться ни внешне, ни внутренне в течение пяти трагических лет. Не мог столь долго носить одну и ту же маску на лице. (Если посмотреть фото реального поджарого волевого адмирала, то внешняя несуразность киношного варианта особенно впечатляет). Давно заметил, что когда актер не может передать гамму переживаний чисто актерскими приемами, режиссер заставляет его курить, дабы столь дешевым трюком придать образу некую многозначительность. Колчак-Хабенский в фильме курит очень часто…
Про Сергея Безрукова тоже не могу сказать ничего утешительного. Ну какой он легендарный Каппель?! С его-то внешностью?! С таким же успехом (кассовым) можно было бы предложить сыграть эту роль Мартиросяну или Харламову из «Камеди клаб». И даже эмоционально страшная сцена ампутации обмороженных ног не идет ни в какое сравнение с аналогичной сценой в великом фильме Сергея Бондарчука «Война и мир». Наверное, неспроста про этот фильм вспомнили в конце «Адмирала». Впрочем, лучше бы не вспоминали.
Ну, и про любовь… Есть несколько красивых сцен, душевных, но вялых диалогов. Но все они окончательно теряют свой шарм в тот момент, когда комиссар задает логичный вопрос: « Так сколько у Вас жен, адмирал Колчак?» Внедрить любовный треугольник в канву событий Ледового похода авторы фильма пытались очень изобретательно. По-моему, получилось слишком искусственно. Слишком по-голливудски.
Последнее предложение, на мой взгляд, справедливо и для всего фильма. И демонстрация в кинотеатрах страны вслед за «Адмиралом» очередной серии про Джеймса Бонда выглядит вполне логично.
Сергей Горцев |